ЗИФ стремится вернуть былую славу

Были времена, когда некоторые люди с трудом представляли себе, где находится Пенза, но при том знали, что в этом городе имеется завод, выпускающий высококачественную продукцию, в основном известные повсюду велосипеды, на которых ездило не одно поколение россиян. Завод был визитной карточкой города на Суре, но шли годы, и многое изменилось, особенно с приходом рыночных отношений. Как отразились они на судьбе ЗИФа, с этим мы отправились на завод, который по-прежнему работает и выпускает столь необходимую для людей продукцию и который десятилетия был родным домом для многих пензенцев, и журналистов в том числе. Только не в последние годы.

1. Встречи с заводчанами

Уже первые встречи, беседы подтвердили, что слухи о кончине завода были несколько преждевременными, потому что предприятие не прекращало трудиться, а рабочие и служащие его оказались оптимистами в душе, даже при неразговорчивости на первый взгляд. Хотя им надо было заниматься своим делом – зарплата у них сдельная, продукция дефицитная – в России велосипеды сегодня от «а» до «я» никто, кроме ЗИФа, не выпускает.

С ходу отправились в производственные цехи, к людям. Нашим гидом стал нынешний генеральный директор завода Андрей Михайлович Шибитов.

Корр.: Раньше второй цех не работал? – спросила у первого по ходу станочника Валентина Широкова.

– Сейчас все действуют, хотя было, что стояли…

Корр.: Чем вы занимаетесь?

В.Ш.: Монтируем станки… На заводе работаю, кажется, всю жизнь – с 1965 года. Да, сначала здесь все цвело, благоухало, потом все потускнело, развалилось, сегодня стремимся восстановить прошлое. Хотя везде так было, не только у нас.

Корр.: Есть надежда, что ЗИФ станет прежним?

В.Ш.: Посмотрим… Работать надо активнее, что мы и делаем.
Следующим собеседником оказался молодой станочник Дмитрий, который занимался наладкой фрезерного станка. Трудится на заводе полгода, женат, в глубине души убежден, что заводчане сумеют поднять ЗИФ.

В целом люди говорили осторожно, с натяжкой – не так много прошло времени, когда на ЗИФе жизнь едва теплилась: людей лишали работы, сокращали – такой шок быстро не излечивается…
Показали еще один действующий цех – мелкой штамповки, где многие производственные операции делаются вручную. Подчеркнули: как и на Западе. Девушки тут же убирали технические помарки, как они сказали, «небольшие нюансики», готовили изделия к сдаче ОТК.
С трудом оторвали юных тружениц от работы – засмущались. В итоге сообщили, что работают на ЗИФе с 7 марта, на условия труда не жалуются, также хотели бы верить в полное восстановление ЗИФа.

Работа на штамповке достаточно трудоемкая, поскольку ОТК по требованию АвтоВАЗа – для него ЗИФ готовит комплектующие – ужесточил правила приемки. Иначе нельзя, так как детали поставляются прямо на главный конвейер, в работе требуется очень большая точность, максимальная концентрация внимания. Необходимо выдерживать производственный ритм, в противном случае партнеры могут отказаться от заказа и от ЗИФа как партнера.

Для того чтобы знать, насколько качественной должна быть работа, ознакомили своих сотрудников со всеми технологическими операциями, чтобы они были в курсе, какие детали, узлы конкретно изготавливают, какие функции осуществляют они в готовом изделии. Весь технологический процесс должен быть перед глазами непосредственных производителей.
О работе удалось поговорить и с другими рабочими, например, с Валентином Н., который трудится на ЗИФе с 1968 года, раньше работал на военном производстве.

Но вот цехи с их шумом и грохотом остались позади, мы оказались в кабинете генерального директора завода Андрея Михайловича Шибитова, благодаря усилиям которого завод оживает, становится на ноги.

Открытая дверь. Скромное убранство кабинета директора, видать, никогда не смущали – беседовали, параллельно Шибитов решал производственные дела – за спиной трудился завод.

2. С чего начиналось возрождение

На ЗиФе, как и во всей станкостроительной отрасли в России, не теряют остроты кадровые проблемы, поскольку само станкостроение, модернизация оборудования, внедрение современных спецтехнологий требуют вовлечения в производство квалифицированного персонала. Сегодня на ЗИФе ощущается дефицит опытных конструкторов и технологов, всего их около 30 человек. Когда-то было свыше 500, отдельная, можно сказать, фирма. Сами строили станки, разрабатывали новые технологии. Кто-то из специалистов ушел по возрасту, некоторые разъехались по городам и весям в поисках лучшей доли. Кстати, от начала до конца не покидало чувство огромного сожаления, что не стало прежнего ЗИФа… Неухоженные, разбитые окна и двери, требующие капитального ремонта коридоры. В отдельных стенах зияют проломы – неужели сквозь них вытаскивали станки? Утверждают, что так и было. Именно поэтому новый руководитель предприятия начал с чистки рядов заводчан – уволил тех, кто был нечист на руку.

Корр.: Так ведь их судить надо, Андрей Михайлович!

А.Ш.: Надо, но для этого есть суд и прокуратура.

Хотя грустно то, по словам директора, что «разрушители» чувствуют себя нормально, никто не ответил за содеянное и отвечать не собирается. Но на Руси испокон веков соседствовали друг за другом два вопроса: «Что делать?» и «Кто виноват?». На первый вопрос конкретными делами предстояло и предстоит ответить коллективу завода, который остался, и Андрею Шибитову.

Корр.: Как давно вы пришли на ЗИФ и что было в вашей жизни до этого?

А.Ш.: Начну со второго… Родился я в Кустанае, оттуда после школы уехал на учебу в МВТУ им. Баумана, проучился 6 лет, устроился инженером на ВАЗ, работал технологом. В 1996 г. поступил в заочную аспирантуру, закончил и перешел работать мастером на производстве, завотделом…

Корр.: Хотя могли бы попробовать себя в чистой науке…

А.Ш.: Мог, но хотелось все механосборочное производство пройти в реалиях. Прошел. Работал затем на ВАЗе, в цехе по изготовлению силовых агрегатов для машины «Ока». Собирали их, затем по кооперации отправляли в Серпухов на конвейер, на КамАЗ. Оттуда ушел в «Палат», крупный производственный холдинг, который сегодня объединяет несколько заводов по выпуску автомобильных компонентов. ЗИФ входит в этот холдинг, туда же, кстати, относится и пензенское предприятие «Автополимер». В Тольятти находится крупное предприятие штамповки, которое изготавливает более тысячи позиций деталей и поставляет на АвтоВАЗ. Можно сказать, что это очень серьезное предприятие, мощный производственный комплекс с хорошими оборотами. Возглавляет его Виктор Михайлович Попков, по роду занятий – предприниматель.

3. «Испугаться не успел»

Забыли совсем про время, продолжаем интересный и поучительный разговор с А.М. Шибитовым.

– В 2004 году я проработал в холдинге два дня, а затем меня тут же перевели на ЗИФ. Все было так неожиданно…

Корр.: Вы не испугались?

А.Ш.: Не успел, поскольку нужно было с ходу впрягаться в решение проблем. Ситуация на заводе была слишком сложной и тяжелой. На все имущество ЗИФа был наложен арест. Часть его судебные приставы уже «реализовали»: завод потерял профилакторий, гостиницу, было продано и здание заводоуправления. ЗИФ был объявлен банкротом…

4. Начало, предполагающее продолжение

Когда мы спросили А. Шибитова, с чего он начал деятельность в Пензе, он ответил: «С начала», но потом расширил свой ответ: «Нужных людей стали искать, собрали новую административную команду, пересчитали комплектующие, то есть готовую продукцию, начали бороться с воровством, которое на заводе не прекращалось, повели с ним отчаянную борьбу. На кого-то заводились уголовные дела, с ними расставались без сожаления». На осуществление всех работ ушел, по словам нашего собеседника, первый этап его директорства. На втором этапе доказывали АвтоВАЗу, что готовы получать заказы на изготовление деталей и узлов.
А.Ш.: Кроме АвтоВАЗа, нашим партнером стала корпорация «GM», которой мы тоже поставляем комплектующие детали.

По вазовским деталям среднемесячный оборот завода составляет примерно 7,5 млн. Это не много, но и не мало, потому что требования к качеству поставок на тольяттинском гиганте ужесточаются с каждым днем, и люди приняли это как должное. В душе-то каждый из нас брак никогда не приветствовал, а руки выдавали разное. Наладили не очень приятную процедуру: если брак был допущен по вине человека, он в соответствии с КЗоТом сам оплачивает свои грехи. Сначала эту систему приняли в штыки, считали ее дискриминационной, несправедливой, потом привыкли работать качественно. Теперь, если где-то обнаруживается брак, об этом сразу же докладывают мастеру и начальнику цеха для принятия решения. Рабочие поняли: если трудиться честно, без брака, это позитивно отразится в расчетном листе, там будут совсем другие цифры. В штамповочном цехе, например, можно заработать до 8 тыс. руб., для женщины в Пензе, считаю, это неплохие деньги.

5. Велосипед вывезет от бед…

ЗИФ, как упоминалось, славился производством велосипедов. Сохранилось ли оно сегодня? На этот вопрос Андрей Михайлович ответил так:

– Не только сохранилось, мы серьезно модернизировали выпуск велосипедов, освоили производство порядка 5 новых моделей. Процесс сейчас нормализовался – как раз в разгаре велосезон, в среднем мы выпускаем около 800–1000 штук ежедневно. Этот процесс идет ритмично и стабильно.

Корр.: И кто их берет в основном?

А.Ш.: Население… Мы работаем с дилерами по всей территории России. Подписали 3 контракта с Казахстаном, 1 – с Узбекистаном, сейчас готовится контракт о поставке велосипедов в Прибалтику. Кстати, в Самарской области можно также делать наши модели. Но пока предложение от пензенцев не срабатывает, бьемся над его решением, не отступаем.

Корр.: Известно, что туристы, разъезжающие по всему миру – есть у нас такие, – покупают велосипеды в Германии, Италии и т.д. Местные почему не берут?

А.Ш.: Понимаю вопрос, но есть «Запорожцы», а есть «Мерседесы», и те, и другие востребованы. Все будет зависеть от поставленных задач, возможно, и мы когда-нибудь будем выпускать велосипеды высшего класса. На месте ведь не стоим.

Можно сказать, что наши велосипеды относятся к моделям классической компоновки, так называемым «дорожникам». Сейчас мы ведем переговоры о поставке партии велосипедов для пензенских фельдшеров. Они приезжали к нам, нарисовали, какую модель хотят иметь. Мы изготовили и показали их нашим заказчикам, сегодня находимся на стадии согласования. На днях пришел заказ на 25 тыс. велосипедов из «Почты России». Для почтовиков мы также изготовили специальную модель. Отправили показать изделие в Москву, будем работать дальше.

Корр.: Кто еще в России производит велосипеды?

А.Ш.: В нашей стране заводов полного цикла, как ЗИФ, больше нет. Практически все велосипеды собираются из китайских комплектующих, и это тоже тема для размышления – отечественные производители собираются отказаться от дружественной поддержки и делать все самим.

Корр.: Какова средняя цена вашего велосипеда?

А.Ш.: Самая распространенная модель для дилеров стоит 1290 руб., думаю, это недорого.

Корр.: Насколько они надежные?

А.Ш.: О надежности говорят получаемые нами письма, во многих из них спрашивают, где можно купить наши велосипеды. В июле-августе этот спрос пойдет на убыль, а пока у нас что называется «пик сезона», это традиционно для начала лета.

6. Чем привлекать кадры бывшим «банкротам»?

Корр.: Как вы работаете, во сколько смен? Или о сменах говорить пока рано?

А.Ш.: Почему же? На некоторых направлениях работаем уже в 3 смены – в гальванике, например. На покраске в 2 смены. По 12 часов работают автоматчики-наладчики. Сборочно-монтажный цех со следующей недели тоже будет работать по 12 часов.

Корр.: А это не будет нарушением КЗоТ?

А.Ш.: Не будет, потому что люди не каждый день будут трудиться в таком режиме. День работают, два отдыхают. Нам удалось сохранить основное оборудование, поэтому нужны рабочие руки. Ведь мы получаем заказы и на «оборонку», допустим, на производство взрывателей. Объем заказов по этой линии в сравнении с прошлым годом в рублевом эквиваленте увеличился в 1,7 раза.

Корр.: То есть на «военку» работать выгодно?

А.Ш.: Однозначного ответа нет, поскольку «оборонщики» подолгу не платят за продукцию, по прошлому году задолжали 16 млн. руб., и проблема еще в том заключается, что наше оборудование, как говорят, «заточено» именно под эту продукцию и другого на нем ничего не сделаешь – мы должны держать порох сухим, образно говоря, сохранять «оборонную» технику в боевом состоянии. Отдать, продать его, значит, пойти на преступление.

Корр.: Государство вас в этом плане как-то поддерживает?

А.Ш.: Практически нет.

Корр.: А местная власть?

А.Ш.: Она и не должна нам помогать – ведь аппарат за нас работать не будет. По определенным вопросам, например строительству, в губернии мы находим общий язык.

Корр.: Когда на ЗИФе была введена процедура банкротства?

А.Ш.: Когда наше новое руководство в лице Андрея Вячеславовича Баранова, который находится в г. Отрадном Самарской области (кстати, честный и принципиальный человек), ознакомилось с финансовым состоянием дел предприятия в Пензе. Тогда и было подано заявление в арбитражный суд г. Самары на предмет признания ЗИФа банкротом. Суд заявление удовлетворил, была введена процедура внешнего наблюдения. В качестве последней меры объявили конкурс на производство. Ситуация была такой сложной, что иначе нельзя было.

Корр.: А что с финансовой стороной, как живется сегодня?

А.Ш.: Поскольку наша компания имеет юридический адрес в Самарской области, то все внешние сношения легче осуществлять через Самару. И налоги тоже поступают туда, за исключением налога на землю да еще некоторых. Иван Петрович Купцов, зампредседателя правительства области, настаивает на перерегистрации объединения в Пензе, что в будущем обязательно будет сделано. Тогда налоги будут оставаться в Пензе, и это правильно: где живешь, там и надо платить. Мы хотим работать честно, открыто, нам нужен здоровый авторитет, чтобы к нам охотно шли люди. Сегодня востребованы наладчики, операторы, управленцы, рабочие кадры. Надеюсь, хорошей работой мы создадим нормальный имидж предприятия.

7. На «ЗИФ–Плюсе» работают универсалы

На ЗИФе всегда нужны были правильно «заточенные» рабочие руки. И сегодня здесь работает много деревенских жителей. Приезжают по несколько человек, снимают квартиры в Пензе и трудятся. За апрель пришло где-то 25 человек. Есть и такие примеры: люди уехали в Москву, но нахлебались там лиха и вернулись. На прошлой неделе приехал наладчик, со всей семьей вернулся домой. Сейчас у нас работает 1200 человек, зарплату выдаем без задержек.

Корр.: А заводу есть где приезжих устроить?

А.Ш.: Пока такой возможности нет. Раньше была гостиница, но ее продали на аукционе.

Корр.: Какова средняя зарплата на «ЗИФ–Плюсе»?

А.Ш.: В Пензе проводили среднестатистический кадрово-финансовый анализ, выяснилось, что мы находимся где-то посередине. Например, наладчики автоматов у нас получают в пределах 15 тыс. рублей, высококлассные инструментальщики – до 15 тысяч и выше, гальваники – 8–10 тыс. рублей в зависимости от заказов, штамповщицы – 5–8 тыс. и т.д.

Корр.: Андрей Михайлович, как вы сами оцениваете свои 3 года в должности директора? Что при вас было запущено в производство, что заработало?

А.Ш.: Считаю большим достижением, что завод ни дня не стоял. Осуществлялась сборка велосипедов, выпускались велосипеды, осваивалась небольшая по объему производственная программа для американской автомобильной корпорации «GM», которая находится в Тольятти.

Корр.: Сейчас вы наращиваете обороты?

А.Ш.: Благодаря «оборонке» нам удалось увеличить свои заказы, а по АвтоВАЗу довести поставку узлов и деталей до 49 единиц. Провели модернизацию велосипедов, освоили выпуск инвалидных колясок нового образца. Для этого провели глубокую модернизацию с применением современных материалов. В итоге нам удалось «вписаться» с коляской даже в габариты «хрущевок», входить с нею в любые двери городских малометражных квартир. Сейчас занимаемся оформлением сертификата на инвалидную коляску в Москве. Через год, думаю, поучаствуем во всероссийском конкурсе. К слову, эту коляску изобрели наши заводские конструкторы и ИТР, преимущественно старшего поколения. Нынешняя молодежь, к сожалению, успела впитать неправильные ориентиры в жизни, поддавшись массированному давлению на нее, сторонится заводов, ищет легкий хлеб.

Корр.: А что нужно, чтобы молодежь шла на производство?

А.Ш.: Кроме специального диплома, необходимо желание и умение работать, а это не всем дано. Технологом или конструктором можно стать, только проработав определенное время на заводе, не раз и не два проанализировав каждый свой производственный шаг, посмотрев, как твоя мысль воплощается в металл. Только на этом анализе да еще на своих ошибках и можно стать зрелым специалистом. А еще требуется умение не только решать, но и ставить перед собой новые задачи. Представьте себе, ознакомился недавно с материалами по кадрам в городской службе занятости. В основном люди желали устроиться работать или в банк, или в налоговую службу. О заводах не упоминалось, даже о должности технолога и конструктора не шла речь. А те, которые приходят в цехи, на долгое пребывание не настроены. Сегодня надо посмотреть, кого и как готовят наши вузы.

Корр.: Чем вы объясните, что по некоторым направлениям Россия сильно отстает?

А.Ш.: Отвечу по АвтоВАЗу, поскольку я там работал и имею собственное суждение. Когда этот автокомбинат купили, то новые хозяева не знали, что с ним делать. В перспективный план развития предприятия не было заложено ни одной новой модели. Но считаю, что негативные моменты в жизни ВАЗа даже полезны – они заставят заводчан встряхнуться, мобилизоваться, перестать воровать и честно работать. И еще оглядываться по сторонам, брать на вооружение все положительное, исключая негативное. Не будем этого делать, все в России остановится, и она превратится в чью-то колонию. Сложная ситуация и у нас, но мы потихоньку выправляем положение. Имели 28 млн. руб. долгов по зарплате, сейчас их у нас нет.

…В первый день моей работы на ЗИФе, – продолжал А. Шибитов, – была забастовка. Но спрашиваю людей: «Я в этом виноват?» Отвечают: «Нет». – «И вы не виноваты», – говорю им. Больше забастовок в мою бытность не было.

Корр.: Есть надежда, что ЗИФ возродится в прежнем виде?

А.Ш.: Мы отчасти уже возродили его, на сегодня мы стали рентабельными.

Корр.: А у вас нет желания поискать новые заказы?

А.Ш.: Мы занимаемся этим непрерывно и все, что можно, делаем. Иногда на заказ производим инструментальную оснастку, например, для «Биосинтеза» изготовили всевозможные штампы и пресс-формы. У нас есть оборудование, которое позволяет это делать на высоком уровне, по конкурентным ценам, например, работаем и на завод «Сызраньсельмаш». При сотрудничестве с ними можно найти новые точки соприкосновения, хотя имеются и неотрегулированные вопросы, но общего у нас больше. Готовы делать комплектующие для сеялок, культиватора.

8. Деловое предложение для губернатора области

В разговоре с Андреем Михайловичем, естественно, одной из «героинь» была Пенза. По ходу беседы наш собеседник высказал идею, которую вынашивает давно и которая, кстати, звучала уже в «Деловой Пензе».

А.Ш.: Пенза находится в центре России, на перекрестке региональных и международных линий. Люди здесь умеют и хотят работать. В С.-Петербурге, например, началась сборка автомобилей, в Москве она тоже идет. И Тольятти со временем будет собирать автомобили. Липецк рядом, из Магнитогорска попутно тоже можно организовать транспортное плечо, и почему бы здесь не организовать технопарк, а не продавать созданное природой – нефть и лес, как это пока принято? Почему бы не создать в Пензе комплекс по штамповке, который бы поставлял готовые детали на все российские автозаводы? И разве нельзя организовать мощный производственный комплекс по механообработке, который позволил бы производить двигатели, современные коробки переменных передач, мосты и т.д.? Можно. Зачем разрешать «Форду» и ему подобным завозить к нам штампованные детали, которые мы можем делать сами? Центральная Россия должна прирастать новыми современными технологиями – вот чем нам надо заниматься! Нужно закупать новое оборудование, которое на шаг будет опережать общепринятое. Так в свое время поступили коммунисты – посетили выставку, выбрали самый лучший на то время автомобиль «Фиат», создали его, купив лицензию, и до сих пор эта машина не утратила своей конкурентоспособности. Немного переделали итальянскую модель, и отечественные «Жигули» опережали и американские, и японские автомобили данного класса на несколько лет вперед. Кстати, на этом потенциале мы до сих пор и едем. Автозаводы должны проводить политику на производство деталей и узлов непосредственно в России. Размещение заказов уже идет, а Пенза вновь остается в стороне. Надо сказать на правительственном уровне: «Господа, если хотите делать автомобили в России, двигатели делайте тоже в России, в той же Пензе заодно. При вашем оборудовании и нашей рабочей силе. Учите наши кадры правильно работать, обучайте менеджменту качества, и будут вам двигатели». Вот какая наработка должна быть в России – за этой «школой» придет и желаемое всеми – производство автомобилей.

Мы могли бы беседовать еще очень долго, но время, как говорят, поджимало, и мы были вынуждены попрощаться с руководителем ЗИФа (хотя точнее, «ЗИФ–Плюса»).

9. Директора делает коллектив

Иногда завод можно сравнивать с ульем: и там, и здесь ничего случайного и хаотичного – все подчиняется определенным логическим законам. На ходу удалось задать вопрос ведущему инженеру-конструктору Булгакову: «Как удержать молодежь?» Геннадий Александрович ответил: «В первую очередь достойной зарплатой, хотя предварительно молодые кадры следует обучить ремеслу, потому что выпускники вузов обладают только теорией, им не хватает технических знаний и опыта работы. При всем при том требуют сразу высокий оклад, да еще и премиальные.

Сергей Павлович Баландин, главный технолог: В советские времена, которые все привыкли ругать, была всем понятная идеология: работать и зарабатывать деньги. Сейчас она другая: не зарабатывать, а делать деньги. Вот в чем разница, мне кажется. Неважно, как и на чем их делать. Молодых сейчас интересует не то, что они будут делать, а что будут иметь.
Если говорить о нашем заводе, в отделе у меня работало когда-то 260 человек, сейчас осталось 19. Эта ситуация тоже угнетает молодых специалистов, и этот барьер надо преодолеть любой ценой.
Корр.: Но как это сделать?

С.Б.: Искать и находить людей, не испорченных идеологией потребительства, работать с ними и удерживать кадры, в том числе и высокой, стабильной зарплатой. Если эти три фактора совпадут, начнутся перемены, о которых все мечтают.

Сергей Павлович вспомнил про бывшего директора ЗИФа Анатолия Иванова. Тот любил говорить, что на заводе не развивается то, чем не занимается директор. Отсюда судите о работе нынешнего руководителя, А.М. Шибитова. Развивается строительство, растут производственные объемы, постепенно улучшается культура производства. Конечно, до совершенства еще далеко, но главное – есть движение вперед, а за ним, как известно, следует развитие производства, что является лучшим показателем в работе коллектива.

Последний штрих к «портрету» ЗИФа

Судя по увиденному и услышанному, пензенский велозавод сдаваться не желает. А проблемы решать надо, ведь, как отметил С. Баландин, будем работать – будет и зар¬плата. И, конечно, между разрушенным и разграбленным заводом недавней поры и нынешним предприятием, желающим обрести прежний размах, разница есть.

На заводе работает столовая, где людей кормят горячим обедом за счет предприятия. Сохранили небольшое подсобное хозяйство, благодаря которому потчуют всех молоком. Действует система отопления, потихоньку продолжается ремонт производственных помещений. Заводская «ГАЗель» привозит людей на работу из Грабова и Бессоновки. Конечно, есть проблемы и в социальных вопросах, но не побеждает тот, кто не шагает вперед. А в том, что ЗИФ выдюжит, уверен весь трудовой коллектив – от молодых рабочих, специалистов до молодого директора предприятия Андрея Шибитова, которого назначили на эту должность в два дня – и, к счастью, не ошиблись.

About the Author

Вам также могут понравиться эти